В этой рубрике мы показываем примеры, как в других городах и странах решали проблемы и запросы общества, с которыми Обнинск сталкивается сегодня.
Учиться веломастерству лучше всего у победителей Тур де Франс (ну или как минимуму Джиро д’Италия). В вопросах же развития инфраструктуры и развитие велодвижения для Обнинска примером должны послужить страны северной Европы, где вело культура находиться на высочайшем уровне развития, иногда даже напоминая вело-утопию.
Параллельно историческому экскурсу, который мы для вас подготовили, я попробую обратить ваше внимание на актуальные (хотя порой и идеалистичные) идеи для нашего велогорода.
В европейских странах велосипед является неотъемлемой частью транспортной системы. Статистика утверждает, что 70% всех поездок в Голландии и Дании совершается на велосипеде.
Одной из причин по которой четырёхколёсный друг стал настолько популярным средством передвижения является тот факт, что велоспорт не только часть воспитания европейца, но и неотъемлемая часть рутины и самоидентификации.
Амстердам по праву считается велостолицей (хотя жители Копенгагена не согласились бы с этим утверждением). Не случайно организаторы Тур де Франс 2015 года приняли решение провести первые несколько этапов на территории страны тюльпанов – прежде чем научиться ходить, голландские дети попадают в мир велоспорта. Младенцы и подросшие чада путешествуют в специальных сидениях, а более щепетильные родители тратят целые состояния, чтобы соорудить мини рикши для своих любимых детей.

Обратимся к истории, с чего же все начиналось?
В 1950-х и 1960-х годов Европу захватил автомобильный бум: дороги стали перегружены и велосипедисты были вытеснены. (автомобильный бум охватил Россию намного позже, аж в конце 90-х) Но в то же время резко возросла численность ДТП с летальным исходом . В 1971 году более 3000 человек попали в автомобильные катастрофы на территории Голландии, – 450 из них дети.
В ответ на ужасающую статистику было сформировано целое движение за безопасность детей на дорогах, названное Stop-de-Kindermoord (Остановите убийства детей), взявшее свое название у заголовка статьи, написанной журналистом Виком Лангенхофом, чей собственный ребенок погиб в ДТП.
Репутация автомобиля получила еще один прокол в связи с нефтяным кризисом на Ближнем Востоке в 1973 году, когда нефтедобывающие страны остановился экспорт в США и Западной Европе.
В то же самое время, позитивные велоначинания были положены в середине 1960-х – начале 1970-х годов, когда общественное движение Provos выступило за новый, инновационный путь развития устойчивого города. Велосипед стал одним из ключевых инструментов и символом столь модного термина – устойчивого развития. Несмотря на то, что само движение процветало всего пару лет, дискус вокруг «пригодного для жизни города» был начат.
Эти три весомых аргумента помогли убедить голландское правительство инвестировать в инфраструктуру! Для того, чтобы езда на велосипеде была комфортнее, голландские чиновники построили обширную сеть велосипедных дорог.
Несколько пунктов, которые сделали Нидерланды страной с одной из самых развитых велокультур в мире:
1
В большинстве городов, велодорожки отделены от путей движения транспорта, но если ситуация все таки предполагает выезд велосипедиста на проезжую часть, водитель, крутящий педали, имеет приоритет.
2
В свою очередь, велосипедисты должны уважать и соблюдать правила дорожного движения. Будучи велосипедистом, Вы можете быть оштрафованы за пересечение на красный свет в неправильном месте. Полиция (зачастую на велосипедах) выдаст вам штраф в 60 евро, если вы пойманы без освещения в темное время суток или если любой из обязательных светоотражателей отсутствуют.
3
В Нидерландах парковки буквально на каждом шагу: школы, офисные здания и магазины. В ответ на сию щедрость властей, каждый ответственный голландец, обязан парковать свой велосипед только в специально отведенных местах иначе транспорт будет изъят (и штраф составит 25 евро)
4
Более того, государство играет важную роль в обучении юных голландев велосипедным правилам, более того урок велоПДД является обязательной частью школьной программы.
5
Одной из главных преград к переходу на велосипед является страх перед ушибами, падениями, ссадинами, ДТП. Никто не застрахован от несчастных случаев. Что же касается голландского ПДД, то здесь все продумано: в случае столкновения с велосипедиста и автомобиля, страховщики ссылаются на статью 185 кодекса голландской дорожного безопасности. По существу это означает, что водитель обязан покрыть как минимум 50% финансовых расходов пострадавшего велосипедиста. Тем самым, голландские велосипедисты чувствуют себя мощный и защищенный, что делает велопутешествия гораздо более комфортными.
6
Даже не смотря на тот факт, что большинство европейских городов не испытывает проблем с общественный транспортом, система считается медленной, особенно в центральной части города. Еще один немаловажный фактор – парковка в черте города стоит достаточно дорого. Как следствие, велосипед – это просто дешевый и быстрый способ добраться куда-нибудь.
7
Велокультура в Нидерландах – феномен, который повлек за собой создание национальной идентификации у городских жителей. Интересно отметить, что эталитарная классовая структура страны никогда не делала акцент на том, что велосипед – это средство передвижения для тех, кто не может позволить себе автомобиль, а скорее удобное, приемлемое средство передвижения для всех социальных слоев.
В конце хочется повториться: велосипед – не очередная игрушка, а вполне серьезный транспорт. Велосипед уже стал важной частью культурой жизни, являясь частью образа жизни для многих. Но помним нидерландский опыт, наличие велосипеда – это в первую очередь движение к устойчивого развитию. Что останавливает Вас и заставляет на сегодняшний день сделать выбор в пользу автомобиля?
Cоветуем фильм перед сном грядущим: «Как Голландцы получили свои велодорожки?» Специально для вас доступны субтитры на русском языке.
Вы можете принять участие в создании материалов, наряду с редакцией. Предлагайте ваши идеи, истории и темы. Используйте нашу форму обратной связи или напишите Артему Огородникову в Facebook.
Мы хотим знать наших читателей в лицо.