Город: Стрит-арт

Стрит-арт, или иначе искусство уличных интервенций во всем многообразии его тактических методов и жанровых форм, становится популярнейшим феноменом в нулевые, хотя еще в 60-70-е он зарекомендовал себя в качестве действенного способа протестного освоения городского пространства.

Пристальное внимание к стрит-арту в нулевые связано с потребностью в свободном искусстве, не регламентируемым выставками или творческими объединениями.

Появление на окраинах, в полуразрушенных районах такого внесистемный авангарда (мы не говорим про надписи в стиле: “Игорь, верни стринги”) намеренно противопоставляет себя и коммерческому мейнстриму, и искусству традиционному, в том числе, политически ориентированному.

street-art9

Для уличных художников принципиально важно сохранить за собой репутацию независимых захватчиков городской среды, обживающих и присваивающих ее через нанесение графических тэгов. Стрит-арт сознательно балансирует на грани между искусством и вандализмом, между свободным самовыражением и разнузданным хулиганством, между разрешенным и уголовно преследуемым, между эстетическим и правовым полем.

Для уличного художника (в куртке-балахоне с надвинутым на глаза капюшоном и с аэрозольным баллончиком) возможны две перспективы: попадание его работ в галерейную коллекцию или на страницы альбома с роскошным полиграфическим оформлением или же арест, крупный денежный штраф и даже многомесячный тюремный срок.

street-art10

Стрит-арт — это бунт не против отдельных системных недочетов, не против рыночной коррумпированности конкретных культурных персонажей или институтов, а против всего и вся, против капиталистического жизненного уклада, против эксплуатации, прекаритета, расового и классового неравенства, полицейского насилия и произвола крупных девелоперов, неуклонного роста безработицы и социальной незащищенности и т.д. Но это бунт без программы, без внятной риторики и четкой адресации, бунт, происходящий стихийно в данный момент и не оформленный в организованное сопротивление.

Стрит-арт в России

В нашей стране стрит-арт появился во времена перестройки. В 1985 году, когда в СССР начала развиваться мода, а западная культура стала более доступной, стены домов в Москве и Санкт-Петербурге постепенно заполняли разнообразные надписи. Рок и хип-хоп становятся весьма популярными. Как результат, популяризуются и сопутствующие идеи.

street-art5

Довольно долго российский стрит-арт был весьма посредственным. Райтеры вдохновлялись работами западных коллег, но не имели соответствующего опыта. Лишь в последнее десятилетие мы можем наблюдать появление на улицах Москвы и других российских городов уникальные работы, качественно отличающиеся от ранних образцов стрит-арта. Расписываются не только стены, но и другие объекты — информационные таблички, канализационные люки, электрощиты.

street-art14

Стрит-арт эволюционировал, став частью поп-культуры. Многие бывшие райтеры стали дизайнерами в модном «уличном» стиле. Людей привлекает их необычная реклама: — вывески, сделанные нарочито грубо, оригинальный декор, цветовые контрасты.

Бэнкси, который изменил мир

Бэнкси — псевдоним скандально известного английского андерграундного художника граффити и политического активиста, чья личность не установлена. Вокруг его биографии и реального имени ведётся много споров. Согласно самым распространённым версиям его настоящее имя Роберт или Робин Бэнкс.

Известно лишь, что Бэнкси родился в 1974 году в английском городе Бристоле. В конце 90-х годов он стал заниматься граффити и довольно долгое время действовал как обычный райтер, но со временем его рисунки становились всё масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от английских полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время.

Благодаря таланту художника и остро-социальной тематике своих рисунков, Бэнкси быстро обрел популярность сначала в Англии, а затем и во всем мире. Самое удивительное, что он до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции.

Еще один парадокс феномена Бэнкси – то, что это, по сути своей, криминальное и маргинальное творчество продается и стоит огромных денег. Да и сам механизм торговли тоже выходит за рамки представления о разумном. Как можно продать то, что не принадлежит никому? Руководители арт-аукционов решили проблему радикально: получив согласие от хозяина дома с фреской Бэнкси, они выставляют лот на торги и оставляют за победителем и выгодополучателем необходимость решения проблемы переноса фрагмента стены на новое место.

Путь от уличного хулигана до автора работ стоимостью миллион долларов оказался фантастически, невероятно коротким, и этот феномен можно объяснить лишь двумя обстоятельствами – своевременностью его появления и уникальным сочетанием собственного изобразительного стиля и остросоциального послания зрителю.

Как стрит-арт решает проблемы

street-art13

Не такой, как у Бэнкси, но более колористический стрит-арт победил депрессию. Хороший бы вышел заголовок, правда? На самом деле, испанское творческое объединение Boa Mistura («хорошая смесь» в переводе с португальского), состоящее из архитектора, инженера, рекламиста и двух художников, делает городские арт-проекты по всему миру — от Норвегии до Южной Африки. В феврале 2014 они разрисовали несколько десятков домов депрессивного квартала Лас-Америкас в мексиканском городе Сантьяго-де-Керетаро.

30 раскрашенных домов в квартале Лас-Америкас — это «пилотная версия» более крупного проекта, цель которого—преобразование местного сообщества при помощи искусства. На первой стадии Proyecto Las Americas, жители квартала Лас-Америкас и и других районов Сантьяго-де-Керетаро в течение двух недель вместе раскрашивали дома (чаще всего «самострой») в яркие цвета. Boa Mistura считает проект по-настоящему успешным, потому что он сплотил жителей квартала, позволил им от души повеселиться, несмотря на не самые легкие жизненные обстоятельства, и превратил Лас-Америкас в городскую достопримечательность.

В Москве

Журнал «Большой город» сделал атлас, на котором можно найти лучшие образцы столичного стрит-арта: от мала до велика. Смотреть можно ЗДЕСЬ.

В конце мая 2014 года в Москве прошла выставка граффити-искусства. Выставка собрала  девять российских граффити-художников, таких как Алексей Кузнецов, Костя Zmogk, Петр Герасименко (Петро), Илья SLAK, МишаMost, Дмитрий Aske, Мaрат Morik, Андрей Aber и Виталий SY. В качестве специального гостя приехал голландец Нильс Шу Мёльман, более известный как Shoe — создатель стиля «каллиграффити», основанного на смешении граффити и каллиграфически выполненных надписей. В Прямо на открытии выставки, приуроченок к «Ночи музеев» Мёльман продемонстрировал искусство владения «каллиграффити» на одной из подлежащих сносу временных построек во дворе Провиантских складов.

[slider navigation_style="arrows" custom_slider_transition="move"]

[slide]

street-art6

Зак Кахадо, руководитель выставки, так объяснил ее появление:

«Граффити — это часть  городской культуры, нравится вам это или нет. И художники, которые занимаются граффити  — часть истории и культуры города. Наша выставка — это признание их искусства; её цель — выразить восхищение этими талантливыми художниками, у которых вместо холста — стены и улицы города. Для нас как кураторов было очень интересно показать и пережить диалог между этими художниками и городом. Большинство из них живёт в Москве, а голландец Нильс приезжал сюда несколько раз, чтобы проникнуться духом города перед началом работы».

Стрит-арт в Обнинске

Граффити-сообщество Обнинска в целом развито неплохо.  С наиболее заметными из них работает Обнинский Молодёжный Центр. Примерно один раз в год ОМЦ проводит в овраге ИАТЭ общегородские мероприятия с участием райтеров.

Легальная стена — место, где обнинские райтеры могут рисовать свободно, не опасаясь преследования со стороны полиции. Находится между офисом компании «Ростелеком» и зданием НИКИМТа.

В целом, граффити в Обнинске давно не являются чем-то протестным, андерграундным – частые конкурсы и легальность нанесения на стену, Сами представители движения давно призывают к организованной граффити-культуре.

«Условие к художникам: не рисовать (вообще) на фасадах городских зданий и узнаваемых объектах (вроде корабля «Алые Паруса» на Энгельса). Если вдруг замечено нарушение в виде разрисованной ночью стены свежепостроенного здания, то вся соревновательно-развлекательная программа в городе сворачивается до тех пор, пока художники своими силами не приведут стену в порядок.”, Артёмка, http://goblinsk.com/f66/legalnye-graffiti-v-obninske-nuzhno-ne-tak-uzh-i-mnogo-805/

Что должно произойти?

Сегодня в Обнинске существует достаточно большой действительно активный художественный пласт, который нужно применять: стрит-арт может внести позитивные качественные изменения в городскую среду, а такое неравнодушное сообщество – к будущему города в целом.

street-art8

Сейчас использование граффити-культуры должно быть не только как конкурс к какому-то празднику, а как системное преобразование окружающего пространства – продуманная борьба с серыми однотипными застройками, активная работа по привлечению внимания к городским проблемам, реализация каких-то идей, которые помогут сделать город чище и ярче.

Алекс Кервин по этому поводу сказал: «Процесс развития субкультур и «молодежной» культуры по сути бесконечен - в нем нет начала и конца, и развитие не предусматривает эволюции, - все формы одинаково равноценны».

street-art12

Что мы будем иметь в будущем, каким будет изучаемое взаимодействие? Ответ на этот вопрос можно получить, «взглянув за рамки» нашего города. В Москве все процессы и виды взаимодействия архитектуры и граффити, характерные для Обнинска давно уже идут.

Люди, занимающиеся граффити, анализируют и используют визуальные возможности архитектуры, пытаются найти гармоничную форму сосуществования.

street-art7

Меняется социальный состав художников, область их интересов, профессиональный уровень. Заказчиком теперь выступают различные общественные, некоммерческие организации, которых не интересует «слепой» вызов обществу, культуре, а следовательно и архитектуре, выражавшийся ранее в «красочном вандализме». Они прежде всего стремятся акцентировать внимание общества на его проблемах, при этом не создавая новых. Пытаясь вызвать в человеке не раздражение, а интерес к своей работе, создатели придерживаются рамок установленных обществом.

Архитектура, используемая в качестве полотна, из жертвы превращается в партнера, и идея о гармоничном сосуществовании архитектуры и граффити начинает осуществляться.

По сути, в ближайшее время в Обнинске должна произойти качественно новая синергия: «архитектура – государство – художник», которые будут создавать принципиально новые смыслы в старых местах.